Гранит образовался в период формирования наружной оболочки земли, в результате постепенного охлаждения выливающейся на поверхность лавы. Лава наслаивалась, и создавала высокие горные массивы, которые тут же начинали разрушаться. Так были сформированы отдельные камни и россыпи щебня и гравия. В зависимости от преобладающих в составе породы минералов, различные камни и щебни обладают различными качествами. Наиболее критическим качеством для щебня, считается его радиоактивность, которая повышается или уменьшается в зависимости от близости урановых руд, которые состоят из физически активных атомов урана, и при распаде выделяют радиоактивные изотопы.
В зависимости от суммарной активности радионуклидов, щебень и гравий разделяется на следующие группы:
- группа I – для применения в новом строительстве жилых и общественных зданий;
- группа II –для дорожного строительства в пределах населенных пунктов, а также для строительства производственных зданий и сооружений;
- группа III –для применения в дорожном строительстве вне зоны населенных пунктов.
Разница между предельно допустимыми нормами по радиоактивности между I и III группой составляет 7 раз, что само говорит о возможности опасного влияния физических свойств щебня на организм человека. В зависимости от группы радиоактивности, формируется цена щебня.
Производство щебня и гравия заключается в подрывании залежей породы гранита взрывчатыми веществами, и последующим раздавливании взорванной породы на вальцах. В результате раздавливания получается размельченная порода, имеющая размеры от 5 до 70 мм. Щебень просеивается через различные по размеру сита, и направляется на добавки к бетонным смесям, или идет на отсыпку основания автомобильных и железнодорожных дорог.
В московской области щебень разрабатывается на многих карьерах, в частности:
- карьер Богаевский (Рузский район);
- карьер Каменское (Нарофоминский район);
- карьер Купрово (Можайский район);
- карьер село Подгорное (Дмитровский район).
На многих карьерах, вместе с разработкой щебня и гравия, производится разработка песчаных карьеров, а некоторые карьеры на своей территории производят строительные бетоны, а также налаживают выпуск готовых бетонных конструкций.
В связи с тем, что гранитные карьеры располагаются за территорией городской застройки, а продукция таких карьеров необходима именно на строительстве в крупных городах, многие торговые строительные предприятия, имеющие на своей территории подъездные железнодорожные пути, занимаются перевозкой и перевалкой щебней, песков и известняков на своей территории. Иногда на таких территориях производится просто продажа насыпных материалов, но часто в городской черте образуются предприятия, производящие железобетонную продукцию. Такая продукция находится на максимальном приближении к непосредственному потребителю, что сказывается на конечной цене продукции (с учетом транспортных составляющих).
На рынке насыпных строительных материалов можно встретить как продукцию непосредственных производителей щебня и песка – карьеров, так и продукцию перекупщиков, которые находятся на железнодорожных станциях, и торгуют продукцией тех же карьеров. При покупке насыпных строительных материалов, стоит внимательно просчитывать транспортировку песка и щебня от места продажи к месту производства работ, так как цена транспортировки оказывает важное влияние на конечную стоимость строительства.