Битум представляет собой сложную смесь из углеводорода, гетероорганических соединений разного строения, не выкипающую при температурах перегонки нефти. Состав битума определяет его текучесть, а также коллоидную структуру, также его технические свойства, которые характеризуются условными показателями качества вещества, которые определяют при обычных условиях.
Важными показателями для битума являются глубина проникновения иглы в битум, хрупкость, температура размягчения, растяжимость. Стандарты определяют значения показателей качества, что отражает оптимальный состав битума. Для разных сфер использования состав битума разный.
Дородные битумы бывают вязкие и жидкие. Вязкие применяются как вяжущий материал при ремонте и строительстве дородных полотен и покрытий для аэродрома. Основное количество подобного битума изготавливается в России, согласно ГОСТу 22245 – 90. Жидкие битумы используются для того, чтоб продлить сезон строительство дорог.
Согласно ГОСТу 11955-82 их вырабатывают при смешивании вязких битумов БНД с дистиллярными фракциями – разжижителями. После того, как покрытие уложено разжижитель постепенно испаряется. Использование жидких дорожных битумов никак не соответствует современным требованиям относительно защиты окружающей среды и сбережению энергии. Обладая низкой температурой вспышки, жидкий битум представляет собой пожароопасный материал.
При изготовлении асфальтовых покрытий дорожный битум выступает в качестве связывающего компонента. Щебень, песок и прочие составляющие асфальтобетона и асфальта под действием битума становятся однородной массой. Качество дорожного полотна при этом во многом зависит от качества дорожного битума, а также от его соответствия ГОСТу.
Использование битума при строительстве дорог позволяет значительно увеличить срок использования дорожного полотна и избежать скорого появления провалов и прочих дефектов.